Наталья Немец, ТоІк: "Патриотизм - это в том числе о своевременной оплате коммунальных услуг"
Особую остроту в Закарпатье в последнее время приобрел вопрос своевременной оплаты коммунальных услуг. Задолженность потребителей за предоставленные услуги растет, в том числе за потребленную электроэнергию. А эти долги - это именно те средства, которые сейчас крайне необходимы не только на приобретение ресурса и производство электроэнергии для следующих месяцев, но и на восстановление разрушенных врагом объектов энергетики.
Насколько гостеприимным является вопрос и почему так важно хотя бы понемногу, но рассчитываться и не накапливать долги, журналист издания Uzhgorod.net.ua спрашивает у директора ООО "Закарпаттяенергозбут" (Группа Толк) Натальи Немец.
Наталья, промониторили ваш сайт и обратили внимание, что вы много пишете о росте задолженности потребителей за потребленную электроэнергию. Ситуация такая острая?
Ситуация критическая, я бы сказала. Сейчас долг за потребленную электроэнергию потребителей перед обществом превысил 120 млн грн, и с начала года вырос более чем на 112 процентов. Это очень большая сумма, которая угрожает стабильному функционированию как поставщика электрической энергии, так и работы всего энергетического сектора. И это без преувеличения, ведь все мы понимаем, что электроэнергия не возникает из воздуха, на ее производство расходуются ресурсы - уголь, газ, мазут и тому подобное. На их приобретение и нужны средства. То есть, когда потребители не оплачивают счета, это означает, что генерации не получают средства на приобретение необходимых ресурсов, а следовательно, не будет из чего производить электроэнергию.
Но долги вызывают еще и другую проблему: не имея средств, мы не можем рассчитаться по своим обязательствам, перед ОСР и другими участниками рынка энергетики. Как результат, ситуация критическая, по сути, "по кругу" долги у всех участников рынка энергетики огромные, впереди - тупик.
Из-за угрозы коллапса в секторе электроэнергетики мы вместе с другими компаниями, у которых такая же проблема большой задолженности потребителей, в рамках работы ENERGY CLUB обратились к USAID и Энергетическому Сообществу. Параллельно общаемся со всеми участниками энергорынка для поиска путей выхода из ситуации.
Какова причина такой ситуации? Сложное финансовое положение граждан из-за войны?
Думаю, это также является причиной, но не основной. Потребители, которые были добросовестными, и продолжают платить, понимая, что электроэнергия - такой же товар, как и хлеб или масло, а их вам бесплатно в магазине не дадут. Очевидно, негативно "сработали" запрет на отключение от электроснабжения из-за долгов и популистские заявления отдельных политиков о том, что следует списать все коммунальные долги за время войны. Заявления прозвучали, никто никаких законов не принимал, а люди поверили. В итоге, имеем действительно критическую ситуацию.
А вопрос еще и в том, что собранные средства идут на восстановление разрушенных врагом объектов энергетики. Однако такое впечатление, что не понимают этого только на Закарпатье, потому что здесь долги самые большие. Мы же постоянно подчеркиваем: патриотизм - это в том числе оплата коммунальных услуг, ведь когда работает энергетика - работает и экономика страны, платятся налоги, наполняются бюджеты, следовательно - есть средства на поддержку нашей борьбы.
Но вы же можете вести претензионно-исковую работу...
Мы и ведем, юристы работают над этим вопросом постоянно, десятки дел по крупным должникам уже рассматриваются в суде. И я бы очень просила потребителей не медлить с оплатой и не доводить дело до суда, ведь в таком случае, кроме оплаты долга, придется оплатить еще и судебные расходы и тому подобное.
Ко всему, не следует забывать о таком механизме воздействия на должников за коммунальные услуги, как блокировка банковских карточек исполнителями.
Представим, что после нашего с вами разговора количество сознательных потребителей возросло, как они могут оперативно рассчитаться за потребленную электроэнергию?
Для этого есть ряд возможностей: работает Электронная абонентская книжка ООО "Закарпаттяенергозбут", в которой можно оплатить счет без комиссии; действуют удобные онлайн-сервисы, многие потребители рассчитываются через приложения своих банков.
Мы постоянно напоминаем, что для незащищенных слоев населения действует система государственной поддержки - субсидирование. Так, Правительство упростило ее оформление, отныне работает механизм быстрого предоставления жилищных субсидий через упрощенное заявление в электронной форме в онлайн-кабинете на вебпортале Пенсионного фонда Украины. Детали: https://is.gd/iqGzC7
Также мы предлагаем потребителям, которые имеют значительную задолженность и не могут сразу рассчитаться, заключить соглашение на реструктуризацию долга.
Можно сделать все, главное - желание и понимание того, в какой ситуации мы все сегодня находимся, работаем, приближаем победу.
Наталья, спасибо за разговор. Успехов Вам.