Для потребителя
Как работает рынок?
Как работает новый рынок электроэнергии?
Согласно Закону Украины "Про рынок электрической энергии", от 1 января 2019 года в Украине начал действовать розничный рынок электрической энергии. Полноценный запуск новой модели оптового рынка стартовал 1 июля 2019 года.
Новый рынок - обязательства Украины в рамках имплементации Третьего энергопакета ЕС. Целью реформы является раздел распределения электрической энергии от ее производства, передачи и поставки. Это европейская модель, которая создает новые возможности и выгодные условия для потребителей.
Про экономию энергии и немного больше
Каковы этапы реформирования?
- Раздел облэнэрго на 2 части: поставщика и оператора энергосети. Также потребители получили право выбирать поставщика.
- Смена правил работы генерирующих компаний. Государство перестало быть единственным покупателем и продавцом электроэнергии, рынок перешел к конкурентному механизму, при котором заключаются двухсторонние договора между производителями и потребителями, поставщиками.
Новый рынок электроэнергии: основные изменения
- Введен балансирующий рынок, на котором рассчитывают разницу между прогнозированным и фактическим объемом потребления и его стоимостью.
- Также появился рынок на сутки вперед и внутри суточный рынок, на котором закупается электроэнергия на ближайшие часы. Кроме этого существует рынок вспомогательных услуг.
- Правительством на базе государственного предприятия (ДП) Энергорынок создано 2 госпредприятия Оператор рынка и Гарантированный покупатель.
- Для запуска рынка Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, внесла изменения в правила купли-продажи электроэнергии на сегментах оптового рынка.
Схема работы нового рынка электроэнергии
Натисніть на фото, щоб його збільшити
Как выбрать поставщика?
Чем отличаются поставщики услуг?
Благодаря внедрению в Украине с 2019 года новой модели рынка электрической энергии у Потребителя появилась возможность самостоятельно выбирать Поставщика.
Существенно отличаются услуги и сервисы, предоставляемые тем или иным поставщиком. А именно:
1. Электронная абонентская книжка/Личный кабинет для Компаний, в которой Потребитель может:
- пересматривать и контролировать произведенное начисление за потребленную электроэнергию;
- отслеживать поступление средств по произведенному платежу;
- пересмотреть сложившиеся налоговые накладные;
- пересмотреть тарифы, по которым производятся расчеты;
- проанализировать потребление электроэнергии предприятием за предыдущие периоды;
- сформировать счет для оплаты электроэнергии;
- пересмотреть договорные величины потребления электроэнергии (лимиты) в год;
- просмотр установленных лимитов мощности и потребления электрической энергии;
- отправить запрос и получить ответ, не обращаясь к ЦОКам, дистанционно!
2. Электронный документооборот – экономия времени для руководителей и бухгалтеров предприятий:
- сервис для обмена документами через систему М.E.Doc (сервис в первую очередь удобен для тех юридических потребителей, которые имеют действующую квалифицированную электронную подпись (КЭП), а также удобен для бюджетных учреждений, плательщиков НДС, коммунальных предприятий);
- использование системы электронного документооборота «Вчасно».
3. Онлайн-сервисы: возможность подавать заявку на поставку энергоресурсов онлайн, общение в онлайн-режиме:
- индивидуальное сопровождение менеджерами и консультирование;
- подбор индивидуального предложения с учетом объемов потребления энергоресурсов, энергоаудит на предприятии, сопровождение предприятия персональным менеджером компании-поставщика.
Про экономию энергии и немного больше
В чем состоит интерес для поставщиков?
Экономия от перехода к независимому поставщику может достигать до 30% в определенные периоды. В целом, маленькие компании-поставщики предлагают более выгодные тарифы, но не все так однозначно. Месяц от месяца средневзвешенные цены свободно могут отличаться на 40%.
Для поставщиков такая ситуация превращается в азартные игры и вероятность победы далеко не на стороне мелкого поставщика.
Какие могут быть риски для потребителя?
Сложность процессов, избыточное регулирование и непредсказуемость цен на рынке толкают поставщиков на ухищрения и обман. Самые распространенные: предоставление тарифов, которые нельзя проверить, штрафные санкции и прочее. Потребитель обязательно должен внимательно изучить договор на наличие вышеописанных пунктов.
Что касается формульного образования цены - нужно описать подробнее. Здесь есть нюанс, который человеку не разбирающемуся в рынке не понять. Очень часто указывают вместо привязки к котировкам на рынке на сутки вперед (РДН) - указывают ОРЦ – оптово-рыночные цены. В таком случае клиент просто проверить такие цены не сможет и по умолчанию принимает риски ошибок поставщика, покрывая это своими затратами. Как правило такой тариф дороже. Причина тому - отсутствие возможности понять из чего он состоит и отсутствие мотивации у поставщика формировать хороший портфель. Самым верным решением для поставщика – не игра в лотерею, а закупка и продажа по фиксированной цене.
В этом есть ряд преимуществ:
- Потребитель защищен от ценовых колебаний
- Простота в прогнозировании затрат
- Очень понятный критерий оценки предложения, в отличии от формулы, где можно только попробовать отследить заработок поставщика. Потреебитель должен думать в рамках своей экономии, а не заработка своего партнера, не так ли?
Цели поставщиков, которые работают на перспективу?
Предлагая длинные фиксированные предложения – поставщик принимает все риски по цене своего портфеля на себя. Это могут позволить себе только компании, имеющие финансовый ресурс и большой спрос.
Скажите, у какой компании горизонт планирования больше? У компании, имеющей фиксированные коммерческие предложения или продающей электроэнергию только по формуле? Ответ - первый вариант.
Какой сервис должен предоставить поставщик?
Отдельно стоит отметить, что поставщик, планирующий на годы вперед, обязательно будет инвестировать в сервис, стремясь сделать его более ценным для потребителя. Есть такое определение, что: «Лучший сервис – незаметный сервис». Именно таким качеством должен обладать поставщик и его сервис.
А что дает уверенность клиенту в поставщике? Простое отсутствие проблем…
Отсутствие проблем с ценами, возможностью оплаты, документами, проверки цен, прозрачностью и прочее.
Кому можно доверять?
- Портфель потребителей должен состоять из компаний разного размера, разных секторов экономики и регионов.
- Компания должна иметь хороший финансовый ресурс. Расчетный счет проверить клиент не сможет, но по вторичным признакам, таким как: размер уставного капитала и презентабельностью офиса и … отсутствием в списках дефолтного и пред дефолтного статусов на сайте оператора рынка.
- Доступными продуктами. Наличием предложений по фиксированной стоимости, наличием сопутствующих продуктов в виде газа, прочих услуг в энергетике и товаров.
- Хорошая репутационная история, развитая инфраструктура: удобный сайт, современные центры обслуживания клиентов, наличие контакт-центра..