Наталья Немец, Tolk: "Наша команда делает и в дальнейшем будет делать все, что зависит от нас, для поставки электроэнергии потребителям"
Холодный сезон года стартовал, учитывая это украинцы волнуются, каким будет отопительный период, будут ли длительные отключения, как в прошлом году. Какой может быть грядущая зима, о тарифах, долгах, отключениях - в программе М-Студио "Общественный контроль" общались с директором ООО "Закарпаттяенергозбут" (Группа Tolk) Натальей Немец.
Наталья, что ждет закарпатцев зимой? Технически ваша снабжающая компания готова к блэкаутам?
- Каждый из нас пережил прошлую зиму, помним отключение света, невозможность жить так, как привыкли. Напомню, поскольку энергосистема нашего государства единая и целостная, то повреждения объектов энергетики в любой части страны могут негативно сказаться на функционировании системы по всему государству, следовательно, и на вопросах поставки электроэнергии. Благодаря титаническим усилиям энергетиков сейчас ситуация стабильная, спокойная, энергосистема страны в целом, учитывая обстоятельства, нормально работает, ограничений электроснабжения нет. Однако должны быть готовы ко всему, ведь враг еще на нашей земле.
ООО "Закарпаттяенергозбут", как и другие энергоснабжающие компании Группы Tolk, работало в сложных условиях. Как в прошлом году, так и сейчас наша команда будет делать все, что зависит именно от нас, для поставки электроэнергии потребителям. Наши специалисты имеют опыт работы в сложных условиях прошлой зимы, они справлялись с закупками электроэнергии в то время, когда постоянно возникали перебои со светом и связью, они работали в укрытиях и во время воздушных тревог, но выполняли поставленные задачи, чтобы каждая закарпатская семья, каждое предприятие, больницы и школы имели электроэнергию. Уверена, мы справимся и с теми вызовами, которые могут еще предстать перед нами и в этом году.
Ожидать ли очередного этапа повышения цен?
- Для бытовых потребителей правительство утвердило фиксированную цену на электроэнергию - сейчас это 2,64 грн. Такая цена будет действовать по крайней мере до конца года. Для населения разницу между тарифом и реальной себестоимостью электроэнергии энергокомпаниям компенсирует государство.
Для других потребителей - не бытовых - и с 1 декабря регулятор утвердил постановление, которым увеличены предельные цены. Каждый час суток есть фиксированная максимальная цена, которая может быть на рынке электроэнергии, теперь их увеличили. Для бизнеса закупочная стоимость электроэнергии возрастет.
Активно ли платят закарпатцы?
- Прежде всего хочу поблагодарить добросовестных плательщиков, которые вовремя и в полном объеме платят за электроэнергию. Таких много. Они понимают, что накапливать долги - это значительное финансовое бремя, которое все равно надо будет когда-то оплатить.
Однако есть и много тех, кто не платит. С неуплатой более месяца - около 110 тысяч абонентов. Из общего количества более 400 тысяч абонентов - это довольно много. Долг - около 150 миллионов гривен.
Все должны понимать: электроэнергия - это отпущенный товар, на его производство нужны ресурсы. От оплаты зависят стабильность электроснабжения, восстановление сетей, оборудования. Помним, как в прошлом году обстрелами были разрушены сети, подстанции, на их ремонт нужны средства, поэтому своевременные оплаты крайне важны. Очень хотим, чтобы нас услышали и каждый понимал, какой вклад он может сделать в экономику государства - оплатить эти счета. В конце концов, это же обязанность!
Долги - вопрос болезненный. Наверняка вы анализировали, какие причины этого?
- Да, анализировали, потому что есть много обращений, потребители описывают ситуацию, в которой оказались. Много внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть дома, все, что имели. Есть люди, которые потеряли кормильца, имеют сложное финансовое положение, ищут работу. Поэтому мы и предлагаем вакансии, которые есть в компании. Напоминаем о программе субсидирования, реструктуризации долгов и тому подобное. То есть не только боремся с долгами, но и стараемся помочь людям.
Однако есть и другой аспект: многие услышали популистские заявления отдельных политиков о предложении списать долги за коммунальные услуги за время войны. Но такой закон не принят! Долги зафиксированы и мы активно по ним работаем - проводим претензионно-исковую работу.
Как именно ведется претензионно-исковая работа?
- Обидно, что только когда помещению принудительно отключат свет, то человек начинает искать возможности оплатить.
Мы инициируем изменения в постановление, чтобы отключать тех, кто не платит более 3 месяцев. Должны этим путем идти. Обращаемся в суды, и когда уже есть положительное решение в нашу пользу в таком вопросе, потребителю нужно, кроме суммы основной задолженности, оплатить еще и судебный сбор. И если человек не выполняет решение суда - подаем решение к государственному или частному исполнителю, а это - еще дополнительные расходы для должника.
Чтобы избежать дополнительных начислений к сумме основного долга, предлагаем решить вопрос, не заходя в судебный процесс. А решение по исполнительному производству, если человек не выполняет решение суда и не платит, - еще хуже, потому что блокируются счета, человек попадает в реестр должников. Тогда уже не может совершить никакие правовые действия, например, продать авто, выехать за границу. Лучше прийти и заключить договор на погашение задолженности или оплату равными частями.
Tolk | Facebook | Instagram | Linkedin