Для потребителя
Как работает рынок?
Как работает новый рынок электроэнергии?
Согласно Закону Украины "Про рынок электрической энергии", от 1 января 2019 года в Украине начал действовать розничный рынок электрической энергии. Полноценный запуск новой модели оптового рынка стартовал 1 июля 2019 года.
Новый рынок - обязательства Украины в рамках имплементации Третьего энергопакета ЕС. Целью реформы является раздел распределения электрической энергии от ее производства, передачи и поставки. Это европейская модель, которая создает новые возможности и выгодные условия для потребителей.
Про экономию энергии и немного больше
Какими были этапы реформирования?
- Раздел облэнэрго на 2 части: поставщика и оператора энергосети. Также потребители получили право выбирать поставщика.
- Смена правил работы генерирующих компаний. Государство перестало быть единственным покупателем и продавцом электроэнергии, рынок перешел к конкурентному механизму, при котором заключаются двухсторонние договора между производителями и потребителями, поставщиками.
Новый рынок электроэнергии: основные изменения
- Введен балансирующий рынок, на котором рассчитывают разницу между прогнозированным и фактическим объемом потребления и его стоимостью.
- Также появился рынок на сутки вперед и внутри суточный рынок, на котором закупается электроэнергия на ближайшие часы. Кроме этого существует рынок вспомогательных услуг.
- Правительством на базе государственного предприятия (ДП) Энергорынок создано 2 госпредприятия Оператор рынка и Гарантированный покупатель.
- Для запуска рынка Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, внесла изменения в правила купли-продажи электроэнергии на сегментах оптового рынка.
Схема работы нового рынка электроэнергии
Натисніть на фото, щоб його збільшити
Как выбрать поставщика?
Что нужно знать, меняя поставщика?
Смена поставщика электроэнергии это шаг, который каждый потребитель делает с учетом преимуществ одного поставщика над другим.
Какими могут быть эти преимущества и на что следует обращать внимание?
- наличие у компании поставщика Лицензии на поставку электроэнергии;
- хорошая репутационная история, развитая инфраструктура: удобный сайт; современные центры обслуживания клиентов; наличие контакт-центра;
- наличие доступных продуктов: предложения по фиксированной стоимости по снабжению электроэнергией, сопутствующие продукты в виде газа, другие услуги в энергетике (поставщик принимает все риски по цене своего портфеля на себя, это могут позволить себе только компании, имеющие финансовый ресурс и спрос на рынке);
- современные онлайн-сервисы и услуги (возможность подавать заявку на поставку энергоресурсов онлайн, общение в онлайн-режиме, личный кабинет для компаний);
- электронный документооборот – экономия времени для руководителей и бухгалтеров предприятий (использование систем электронного документооборота М.E.Doc и Вовремя).
Чем отличаются поставщики услуг?
Существенно отличаться могут услуги и сервис, который предоставляет поставщик. А именно:
1. Современные онлайн-сервисы и услуги, которые помогают экономить время, усилия, являются удобными и легкими в использовании: сервис для дистанционной оплаты счетов (потребитель может быстро и легко оплачивать счета за потребленные энергоносители, в том числе преимущественно без комиссии) сервис подачи документов онлайн с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) сервис для дистанционного заключения соглашения на поставку услуг; сервис для получения справок от поставщика в режиме онлайн, подача онлайн-запроса на изготовление документов или справок и получения их в ЦОКах, услуга по информированию граждан о состоянии счета, услуги по консультированию потребителей с помощью колл-центров и Информационно-консультационных центров.
2. Электронная абонентская книжка/Личный кабинет для Дома. Используя этот сервис бытовой потребитель может: просматривать и контролировать начисления за потребленную электроэнергию и природный газ; проанализировать потребление электрической энергии и природного газа за предыдущие периоды; пересмотреть тарифы, по которым проводятся расчеты; сформировать счет для оплаты за электроэнергию и природный газ, распечатать такие в случае необходимости; оплачивать потребленную электроэнергию БЕЗ КОМИССИИ!!! отправить запрос и получить ответ, не обращаясь в центры обслуживания клиентов, дистанционно!
3. Центры обслуживания клиентов, которые созданы в регионах с целью быть ближе к потребителю и предоставить ему максимальный спектр услуг: электронная очередь; индивидуальные консультации потребителя; выдача документов по онлайн запросам.